Объем импорта пластиковых труб в Россию ежегодно увеличивается. Сейчас данный продукт, попадающий на рынок России, составляет более 30% от всего его количества. Основными поставщиками можно назвать страны Западной Европы, Турцию, Польшу, азиатские страны. Специалисты отмечают высокое качество марок Wavin, Pragma, Rehau, DYKA, Petrol-Line.
Сегодня, к счастью, структуру российского рынка определяет не только импорт. Вследствие увеличения количества отечественных производителей и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, российские трубы присутствуют во всех сегментах промышленного и строительного секторов.
По данным «Маркет Репорт», размер импорта ПВХ в Россию в 2008 году возрос на 33% в сравнении с 2007 годом и составил 494,1 тыс. тонн. Пик поставок пришелся на июнь, после чего размеры импорта начали сокращаться. В целом же за прошедший год более всего возросли поставки суспензии – на 50% – спрос в I половине года обеспечили переработчики.
Объем импорта эмульсии возрос только на 7% и составил 77,6 тыс. тонн. В отличие от ПВХ-С поставки ПВХ-Е, наоборот, росли с июня и до ноября. В декабре поставки быстро сократились – до 1,3 тыс. тонн! Около 83% от совместного размера импорта пришлось на эмульсию фирм Vinnolit, Solvin, Vestolit.
Импорт строгих композиций в 2008 года вырос на 20%. Наибольшее увеличение наблюдалось во II половине года. Общий объем импорта жестких компаундов составил 60,6 тыс. тонн. Импорт мягких композиций в 2008 году увеличился на 6%, и достиг отметки 25,5 тыс. тонн.
Стоимостный анализ рынка ПВХ труб
Самые дорогие трубы ПВХ (разница с отечественными в 20–30%) ввозятся из западноевропейских стран (Италия, Чехия, Голландия, Германия, Великобритания). Украинские и белорусские пластиковые трубы стоят практически столько же, сколько и российские. А вот трубы, изготовленные в Китае, выгодно отличаются от остальных своей низкой стоимостью.
На графике ниже представлены три временных ряда: минимальной, средней и максимальной цены ПВХ труб (за погонный метр) по месяцам за 2008 год. Минимальная и максимальная цена получена прибавлением (вычитанием) удвоенного стандартного отклонения цен за этот месяц. Поскольку в большинстве случаев цены распределены несимметрично, стандартное отклонение рассчитывалось отдельно для меньших и больших величин относительно среднего.
По данным публикаций еженедельника «Стройка СПб» средняя цена продукта «Трубы поливинилхлоридные; м» увеличилась за последние 7 лет в 1,21 раз (c 82,54 до 100,15 рублей за м). В частности,
- в 2001-2002 году рост составил 21,95%;
- в 2002-2003 году рост составил 62,62%;
- в 2003-2004 году цена уменьшилась на -7,06%;
- в 2004-2005 году рост составил 6,35%;
- в 2005-2006 году цена уменьшилась на -29,94%;
- в 2006-2007 году цена уменьшилась на -6,94%;
- в 2007-2008 году цена уменьшилась на -5,05%.
Следующий график позволяет оценить зависимость числа предложений изделий данной товарной группы от их цены (по данным за год).
Прогноз развития рынка ПВХ труб в условиях финансового кризиса
По словам Игоря Иванченкова, коммерческого директора компании «Бородино-Пласт» (занимает около 12% рынка), если сравнить нынешнюю ситуацию с аналогичным периодом прошлого, 2008, года, рынок пластиковых труб для внутридомовых сетей сократился почти в 10 (!) раз.
Многие производители труб используют импортный (корейский) пластик, но так как в 2009 году азиатские цены на полиолефины растут, а внутренние цены на трубы упали на 20%, то девальвация рубля не окажет российским производителям ощутимую пользу, в свою очередь, снизив их рентабельность.
«Львиную» долю импорта (до 70%) составляют пластиковые трубы большого диаметра, но для в России альтернативы пока нет, ввиду отсутствия мощностей для их выпуска. Объем инвестиций в подобное производство оценивается в миллионы евро (например, для труб диаметра более 2 м – более 4 миллионов евро). В нынешних условиях и ситуации на кредитном рынке вряд ли кто-то решится на такой проект.
Отечественная нефтехимия не в состоянии удовлетворить потребности российских производителей пластиковых труб. Чтобы добиться определенного качества трубной продукции, приходится закупать полипропилен в Азии и Европе. А крупнейшему отечественному производителю «Нижнекамскнефтехиму» – выгодно работать с большими объемами сырья, а не ориентироваться на мелкие и не всегда стабильные потребности «трубников» (требуется предоплата и закупка больших партий). Этим, вероятно, и объясняется временное прекращение выпуска вышеуказанным предприятием трубных марок ПВХ.
Объемы производства, по мнению Игоря Иванченкова, сократятся не менее, чем на 30% весной 2009года.
Дмитрий Попов, компания «Эгопласт» (дистрибьютор завода «Политрон», Московская область) считает:
– Проблемы с ликвидностью подтолкнули многих крупных игроков рынка полимерных труб к ужесточению условий товарного кредита и других форм кредитования клиентов. Существенно лучше ситуация обстоит у крупных дилеров и игроков трубного рынка, которые обзавелись собственным производством в РФ и могут контролировать свои производственные издержки самостоятельно, варьируя при этом наценку и маржинальность, занимая места выбывающих конкурентов. Если даже объемы строительства упадут в 2 раза, то, по моему мнению, спрос на ПП-трубы в 2 раза не упадет. Девальвация на текущем уровне в 35 руб. за доллар и 45 рублей за евро привела и приведет к замещению лишь незначительного объема импорта (возможно, 5-10%).