До 2020 года говорить об инновационных прорывах в российской промышленности не придется. Главная задача десятилетия – создать российским производителям условия, при которых они могли бы наравне конкурировать с зарубежными компаниями.
– Урал – регион, на экономическую мощь которого правительство должно ориентироваться при создании новой экономики, – заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов. По его данным, регион обеспечивает 40% российского рынка стали и черного проката, 45% – рафинированной меди, 40% – алюминия, 10% – продукции машиностроения. При этом конкурентоспособность наших предприятий низка: по качеству мы проигрываем Европе, по цене – Китаю.
Точечная поддержка
– Станислав Александрович, какую помощь предприятиям может оказать Минпромторг?
– Во-первых, прямое финансирование: с 2003 года мы инвестировали средства в несколько десятков проектов. Во-вторых, субсидирование ставок по кредитам: в этом году инструментом пришлось активно пользоваться, по сравнению с 2008-м объем субсидий вырос в 20 раз. Это связано с кризисом доверия, который возник у банков по отношению к промпредприятиям. В-третьих, определение технологических коридоров в рамках государственной промполитики.
– Министерство будет поддерживать отрасли?
– Нет, помощь будет точечной.
– Но отраслевые приоритеты есть?
– Вернемся в 2003 год. Тогда по инициативе Минпромторга прошла первая волна инновационных проектов. В ней участвовали предприятия лесной и химической промышленности, энергомашиностроения. Механизм - государственно-частное партнерство: оно позволяет обеспечить взаимодействие государства, науки и бизнеса. Мы финансируем разработку технической документации, а опытно-конструкторские работы, внедрение и реализация - задача бизнеса. В проекты, начатые в 2003 году, министерство вложило чуть менее 2 млрд рублей, остальные две трети средств инвестировал бизнес.
Вторая волна началась в 2006 году. Тогда был изменен спектр точечного финансирования. В списке предприятий, которым мы оказывали помощь, появились представители металлургии, автопрома, сельхозмашиностроения. С 2006 года министерство вложило в новые проекты порядка 1,85 млрд рублей. Пропорция с инвестициями частных предприятий сохранилась: бизнес внес 3,85 млрд рублей.В ближайшей перспективе мы намерены поддерживать предприятия в области фармацевтики и энергосбережения.
– Какие инновационные проекты реализуются при помощи Минпромторга на Урале?
– В сфере металлургии - создание производства бесшовных электросварных труб и развитие технологий антикоррозионной защиты (Златоустовский машиностроительный завод). Общий объем финансирования - 1 млрд рублей, инвестиции министерства - 566 млн рублей. В области машиностроения - создание серийного производства грузового магистрального электровоза постоянного тока с асинхронными тяговыми двигателями на Уральском заводе железнодорожного машиностроения.
– О последнем проекте говорят не первый год. Почему он затягивается?
– Реализация инновационного сценария развития экономики должна сопровождаться повышением прозрачности системы закупок со стороны естественных монополий и крупных нефтегазодобывающих компаний (это основные клиенты уральских инноваторов). Заказчики должны четко сформулировать ожидания по качеству, стандартам и цене продукции, чтобы инновационные предприятия смогли в этот спрос вписаться. Сегодня крупные клиенты покупают западное оборудование, пользуются зарубежными технологиями, не объясняя нам, в чем мы уступаем конкурентам.
– Задействованы ли уральские предприятия в создании технологических коридоров?
– Приведу в пример проект «Новый свет», предполагающий переход от лампочек накаливания к энергосберегающим осветительным приборам: это направление может стать точкой роста и для уральских предприятий. По крайней мере, мы отправили запрос на Уральский оптико-механический завод.
– Каковы параметры проекта?
– Объем потребления энергоэффективных осветительных приборов и устройств управления освещением в стране к 1 января 2012 года должен составить не менее 200 млн единиц. Доля российских производителей - не менее 50%. Также к 2012 году наши предприятия должны занять не менее 10% рынка систем освещения на базе светодиодов, а к 2020 году цифра должна вырасти минимум до 30%. Ежегодный объем инвестиций в реализацию проекта - 10 млрд рублей.
Инновации будут завтра
– Похоже, говорить о технологических прорывах на мировом уровне преждевременно.
– Надо быть реалистами: научно-прикладной задел у наших конкурентов - выше (кроме некоторых отраслей, например космоса или атомной энергетики, где мы можем уже сегодня интегрироваться в посткризисную экономику и экспортировать технологии). Прорывы, которые позволили бы нам потеснить иностранных производителей и на внутреннем, и на зарубежных рынках, - это планы на завтра, на 2020 год.
– То есть политика ближайшего десятилетия - заместить импорт?
– Термин импортозамещение необходимо правильно трактовать. Он не должен сводиться к дискриминации зарубежных производителей, скорее, мы обязаны создать равные условия для всех. Например, если зарубежные компании имеют более свободный доступ к финансовым ресурсам, то мы должны точечно обеспечить такие же условия нашим инноваторам. Представьте картинку: один из участников борьбы относительно свободно получает средства, а второй вынужден постоянно брать под новые проекты кредиты по высоким ставкам, рефинансироваться. Понятно, что он со своими инновациями не дойдет даже до стадии второго научного совета.
Мы считаем, что импортозамещение – это гораздо менее важная задача, чем создание условий для эффективной конкуренции наших предприятий с гигантскими международными холдингами, которые уже давно работают в России. Во многих отраслях мы стали гостями на собственном рынке.
– Почему принципиальна именно точечная поддержка предприятий?
– Разговоры об инновациях часто ограничиваются только этикеткой. А главный вопрос – зачем нужна та или иная инновация – мало кто задает. Подразумевается, что кто-то это знает. Сейчас необходимо сосредоточиться именно на востребованных инновациях.
– Две основные проблемы при реализации инновационного сценария - как раз низкий спрос и малые траты предприятий на НИОКР. Как стимулировать и то, и другое?
– Стимулировать бизнес может только промполитика. Например, одной из главных наших задач является создание рынка патентов. Государство финансирует исследования, потом полученный патент выставляет на конкурс как основу для технико-экономического обоснования проекта. Проще говоря, власти предлагают компаниям вложиться в их деятельность интеллектуальной собственностью. А спрос постепенно появится сам. Его моментальное увеличение не всегда идет на пользу инновациям. Когда обсуждался проект «Новый свет», один из его разработчиков предложил: «А давайте все сгоревшие лампочки накаливания принимать от населения по 10 рублей». Предложение радикальное: если его реализовать, люди понесут нам не только сгоревшие, а вообще все лампочки. Повышенная потребность в новых осветительных приборах тут же сформируется. Но тогда мы обязаны будем резко ускориться и с созданием новых производств, и с утилизацией старых ламп. Это, пожалуй, пример того, как соединить стимулирование спроса и производства. Но он чисто гипотетический.
www.Equipnet.ru, Сергей Ермак, Эксперт - Урал
Фотография с сайта slon.ru